Способность к обучению
- Жарова Л. С.
- 30 янв. 2014 г.
- 7 мин. чтения
Актуальность
В последние 15 лет в России сохраняется высокая социальная напряженность, люди испытывают тревогу, страх за жизнь, за будущее своих близких, своей страны, за судьбы мира. Хронический стресс, скрытые и явные депрессивные состояния, неудовлетворительная экология питания, среды обитания — это постоянный жизненный фон большинства населения. В прямой зависимости с этими факторами находится нынешнее состояние дел в акушерстве и педиатрии. За последние 5 лет родовспоможение в России выглядит следующим образом: нормальные роды составляют менее 30%, доля операций кесарево сечение по разным регионам – от 12 до 20%, грудное вскармливание отсутствует у 60% детей до 6 мес., у 61% детей до 1 года. Показатель общей заболеваемости новорожденных за эти 5 лет возрос на 26% с преобладанием поражения функции или структуры головного мозга. Новорожденные вырастают и становятся учениками. Низкий уровень знаний у нынешних школьников и студентов заставляет искать причины этого не только в методах преподавания, но и в качестве медико-психологического обеспечения семьи и школы.
Цель исследования
Выявить взаимосвязь между состоянием эмоциональной сферы детей, их матерей, отягощенной перинатальным психотравматическим опытом, и возможностью обучения.
Сформировать оптимальную схему диагностики, коррекции и индивидуальных рекомендаций с целью восстановления интегративной функции мозга и познания мира новой творческой счастливой личностью, свободной от страха и ограничений.
Материал исследования
Автору данной работы было предложено сотрудничество в рамках договора между Санкт-Петербургским Политехническим Университетом (одним из 10 Инновационных Университетов России) и рядом школ РФ и Белоруссии (научный руководитель Ермилов В.В., к.п.н., доцент кафедры Безопасность социальных и технических систем» СПбГПУ). В перечне задач этого взаимодействия объявляется формирование творческой личности, готовой эффективно осваивать школьную и вузовскую программу. Прогрессивные взгляды участников договора позволили привлечь для работы со школьниками одной из Гатчинских школ (общеобразовательная средняя школа №9) специалиста по прикладной кинезиологии. Динамическому наблюдению и коррекции подлежали 7 школьников в возрасте 9-11 лет, мужского (6) и женского (1) пола. Учащиеся имели проблемы физического здоровья, дефицит внимания, памяти, проблемы с успеваемостью, с социальной адаптацией. Обследование и коррекция проводились раз в неделю в одно и то же время в стандартных условиях. При необходимости коррекцию получали мамы. Общая продолжительность наблюдения от 1,5 до 3 месяцев (в среднем около 2 месяцев). Контроль результатов осуществлялся как в скрининговом (до и после воздействия), так и в динамическом режиме (еженедельный контроль сдвигов регуляции).
Методы обследования
Клиническое исследование с помощью стандартной методики ММТ:
Анамнез жизни школьника, матери; оценка эмоционального состояния (наличие активизированных рефлексов Моро, РПС, поискового рефлекса, подсознательных страхов); оценка дислексических нарушений; оценка биохимических нарушений с помощью нозодов; оценка структурных нарушений (компрессия костей черепа, сколиотическая установка позвоночника, дисфункция диафрагм).
Тестирование учащихся школьным психологом Савченко Т.Н. до и после курса коррекции с помощью стандартных тестов Тулуз- Пьерона и Люшера для оценки коэффициента работоспособности, внимания, скорости работы, эмоциональной напряженности.
Объективизация диагностики и коррекции методами ПК дополнительно верифицировалась методом нейродинамического ритмокардиографического анализа с помощью АПК «Омега-С» (производитель ООО «МедКосмос-Е»г. Москва), предназначенного для многоуровневой системно-функциональной оценки организма. Метод позволяет оценивать состояние центрального контура регуляции организма ( индекс С1-состояние гипоталамо-гипофизарной системы и Д1-состояние коры больших полушарий в виде псевдоэнцефалограммы) и периферического ( индекс В1-состояние вегетативного равновесия и индекс А- сопряженность всех ритмических процессов, или «фрактальный портрет»). Сопоставление сдвигов регуляции позволяет судить о качественной направленности корригирующих действий и их сравнительной количественной оценке. Консультант – доцент кафедры внутренних болезней Санкт-Петербургской Медицинской Академии им. Мечникова к..м.н. Ярилов С.В.

Этапы исследования
Перинатальный анамнез, кинезиологическая диагностика
Все дети имели отклонения от нормального процесса рождения (2 недоношенные , 1 переношенная беременности, 1 операция кесарево сечение, 1 стремительные роды, 2 затяжных родов). На подсознательном уровне эти дети «не рождены». Что примечательно, их мамы также «не рождены». Соответственно, никто из них не прошел этапы сепарации, соответствующие их возрасту.К груди в первые часы жизни приложили 2-х из 7 детей, во всей группе продолжительность грудного вскармливания варьировала от 1 до 7 месяцев.У всех детей выявлена патологическая активность рефлекса Моро, рефлекса паралича при страхе, сосательного рефлекса.У 6 исследуемых на подсознательном уровне убеждение, что «мама не любит меня». Интересно, что мамы этих детей также не уверены в том, « их мамы любят их».
Дефицит внимания наблюдался у 6 из 7 школьников. У всех страдала функция памяти: ввод информации нарушен в 4 случаях, ввод и хранение – в 2-х, воспроизведение – в 1 случае. У всех отмечались разные варианты дисграфии: неопрятность, «грязь» при письме, неравномерные, неуклюжие буквы. У 5 из 7 учащихся проблемы с чтением, с пониманием прочитанного. Основные оценки по русскому языку и математике 2,3,4.С помощью мышечного тестирования определялось количество букв, цифр знаков, не содержащихся в «информационном банке» мозга. Количество незарегистрированных букв варьировало от 8 до 19, цифр – от 2 до 5(найдено у всех школьников). Стресс на чтение определялся у всех учащихся. Страх публичных выступлений также отмечен у всех исследуемых.Интересными оказались сообщения об особенностях поведения. Так, один школьник 10 лет все свободное время проводил за игрой «в солдатики», с ребятами не играл, не дружил. Другой мальчик любит погружаться в мультики-ужастики, часто ему снятся сны, где ему страшно. Еще сообщения о том, что дети не слышат, что им говорят ( нужно несколько раз повторять). У некоторых бывают ссоры и драки со сверстниками, со своими братьями. У одного школьника недоверие к миру выражалось в очень осторожных ответах и постоянном прищуре левого глаза.
У всех выявлена загрязненность солями тяжелых металлов, у 5-ти –хроническое обезвоживание, паразитарная инвазия также у 5-ти, у двоих-дефицит йода.
Все дети имели краниосакральную дисфункцию, краниальный сколиоз, висцеральний сколиоз (печеночный, почечный), дисфункцию дыхательной, тазовой диафрагм, диафрагмы рта. У одного школьника имелся энурез, у другого – врожденный двухсторонний гидронефроз, осложненный ХПН III ст. У 2-х учащихся регистрировалась постоянная синусовая аритмия с частыми желудочковыми экстрасистолами (в среднем 2 на 10 сокращений). Пищевая аллергия наблюдалась двоих.Из соматических жалоб у 5-х периодические головные боли, боли в спине, ногах у 1-го периодические кровотечения из носа, у 6-ти сниженный аппетит, четверо отмечают утомляемость к концу уроков, беспокойный сон.
Таким образом, все исследуемые имели неоптимальный статический стереотип с патогенетически значимым поясничным регионом и компенсаторно перегруженным шейным регионом в 5 случаях, в 2 случаях — соответственно с грудным и поясничным регионом. У всех определялся дисбаланс полушарий и нарушение паттерна ходьбы, дисфункция глазодвигательных мышц, фиксация, мышечно-фасциальное напряжение доминирующей руки.
Коррекция
3 школьников получили 5 сеансов коррекции, 4 школьника – 6 сеансов. Каждой маме удалось провести по 2 коррекции.
Найденные нарушения биохимической составлящей корректировались с помощью следующих препаратов: зостерин-ультра 60%, тиберал, эубикор, желчегонные травы, йод-актив, нейромультивит, Brain-Complex.
Устранение стрессорного опыта, дислексических нарушений проводилось с использованием методик Д. Даймонда, К. Смита, Д. Шелдона, эссенций Баха, методики «Единый мозг» Д. Уайтсайда.

Результаты исследования
Прослеживается отчетливая закономерность: дислексические нарушения, низкая успеваемость, конфликтное поведение в школе, в семье, обилие соматических жалоб, с одной стороны, и наличие перинатальной психотравмы (страх гибели в период рождения, в период вскармливания) как у самого исследуемого, так и у его матери в 100% случаев. Подобное состояние эмоциональной сферы у ребенка значительно снижает его возможности адаптации к окружающему миру, запаздывает взросление личности, что отражается, в том числе и на процессе обучения. Учеба сама по себе становится для него очередным стрессом.
При динамическом наблюдении еженедельно и в конце курса были получены следующие клинические результаты:
«Групповой клинический портрет» изменился: из пяти головные боли у троих исчезли, у двоих стали редкими. Перестали жаловаться на боли в спине, ногах. Аппетит появился, кровотечения не повторялись, аллергия у одного не проявлялась. Утомляемость меньше у всех, повысилась работоспособность. Стали легче засыпать все, у двоих затруднено пробуждение. У всех улучшилась осанка: получается сидеть прямее на уроке, легче ходить , бегать, движения более координированные.
Все обоюдно отмечают, что отношения с мамами стали доверительнее («мама стала добрая», «сын стал слышать меня», «быстрее договариваемся», «сын стал внимательнее, ласковее», «мама согласилась и позволила самому ходить в школу и спортивную секцию»).
Отмечают мамы, учителя, что отношения со сверстниками стали менее агрессивными. Стали участвовать в командных играх. Школьник М. после третьего сеанса прекратил навязчивую игру «в солдатики», выразил желание читать энциклопедию, попросил достать «Конструктор» с антресолей, так как есть идея построить дом. У школьника Д. исчез подозрительный прищур, стал более дружелюбным. Школьник С. стал громче говорить, предложения стали более многословны, о себе сказал : «Я теперь перестал ненавидеть себя. Я стал веселый». Явления энуреза у него прекратились. Школьник В. , прошедший сепарацию, на вопрос: «Как ты себя ощущаешь?» сказал: «Я мужик!» Стал вести ежедневник. Школьница М. стала менее агрессивная, на лице появилась улыбка.
По обучению отмечены следующие наблюдения:
Школьник С. получил по контрольным тестам 5 по математике, 4 по русскому. Раньше обычные контрольные писал хуже.
школьник М. стал более собранным, появились 4 по домашним заданиям.
Школьник И. годовые контрольные написал на 4 (раньше были двойки).
Школьница М. в конце учебного года «хорошистка»! «Раньше не дотягивала».
Школьник Д. сам стал активно поднимать руку на уроке, отвечать стало легче. Успеваемость существенно не изменилась.
Школьник В. Контрольные тесты написал хорошо. Стал читать без ошибок.
Школьник А. стал более мотивированным к учебе. По чтению получил 5 (раньше были 3,4). По письму получил З (раньше были двойки).
При повторном осмотре определяется оптимизация статических показателей, восстановилась нормотоничность пояснично-подвздошных мышц, пекторальных мышщ, мышц стопы, трапециевидных, кивательных мышц у всех как приоритетных ассоциированных мышц.
Согласно результатам тестирования, проведенного школьным психологом, у 75% участников коэффициенты работоспособности, внимания и скорости работы повысились до средних величин или нормы, у всех улучшился эмоциональный фон.
Рост всех индексов в группе составил: по индексу А +17%, по индексу В1 +75%, по индексу С1 +24%, по индексу Д1 +25%. В результате первых коррекций по снятию стресса рождения было оказано влияние на центральный контур регуляции организма (кора и подкорка ) – индексы С1 и Д1 выросли на 65%, в то время как индексы А и В1 только на 34%. К концу курса в большей степени реагировал периферический контур — индексы А и В1 выросли на 46%, а индексы С1 и Д1 на 24%.
Обсуждение результатов
У всех исследуемых был установлен психотравматический перинатальный опыт, приведший к нарушению системной регуляции организма. Как адаптация к окружающей среде после перенесенного перинатального стресса сформировалась дислексия, дисграфия, особенности поведения (недоверие к миру, агрессивность, погружение в игру, в фильмы, сонливость и т.д.).
После проведенного курса коррекции была получена положительная клиническая динамика (регрессировали соматические жалобы), отмечена оптимизация стато-динамических показателей ( улучшилась осанка, появилась физическая выносливость), у большей части исследуемых улучшились показатели в учебе, дети стали более открытыми к общению. Результаты коррекции подтверждены данными психотестов и верифицированы методом нейродинамического ритмокардиографического анализа с помощью АПК «Омега-С». Согласно концепции авторов этого метода для повышения уровня адаптации организма необходимо первоначально повысить уровни функционирования центров общеорганизменной регуляции, что со временем приводит к повышению уровня функционирования и всей периферии в силу ее инертности. Результаты данной работы полностью подтверждают эту концепцию. Обработка данных была осуществлена одним из авторов метода, доцентом кафедры внутренних болезней Санкт-Петербургской Медицинской Академии им. Мечникова к.м.н. Яриловым С.В.
Выводы
Нарушение когнитивной функции следует рассматривать прежде всего как адаптацию организма к условиям внешней среды после перенесенного перинатального стресса. В результате стресса наступает сбой в системной регуляции, блокирующий функции и потребности организма во имя его выживания, даже если эти функции полезны.
Коррекция стрессорного опыта позволяет устранить нарушения в центральном контуре регуляции, восстановить межполушарные связи, а, значит, восстановить адекватное восприятие действительности, повысить уровень функционирования периферии.
Прикладная кинезиология – один из наиболее точных методов диагностики причинно-следственных связей в организме и, что наиболее ценно, эффективный способ восстановления нарушенных связей, а, значит, и возможности адекватной адаптации человека к условиям внутренней и внешней среды.
Предложенный подход к решению проблемы обучения школьников – альтернатива и действенная помощь учащимся, семье, педагогам, психологам.
Объективизация метода ПК была осуществлена с помощью нейродинамического ритмокардиографического анализа. Данный метод объективного контроля состояния пациентов является простым, быстрым и удобным методом оценки эффективности любых воздействий. Возможность многоуровневого, двухконтурного анализа регуляторных сдвигов организма позволяет оценивать не только общее качество воздействия.
Точная количественная оценка позволяет совершенствовать профессиональные навыки врача и прогнозировать сдвиги в состоянии здоровья пациентов, а также сделать информативной и понятной работу врача-кинезиолога медицинскому сообществу.
Данная статья приведена в сокращенном варианте. Использование данного материала возможна только с согласия автора.
תגובות